О проекте

Здесь, дорогие коллеги, мы будем накапливать и сохранять текущую информацию по анализу выбранных Вами конфликтов. Это позволит нам советоваться, оценивать, помогать друг другу с написанным. С уважением, Ваш преподаватель.

четверг, 8 апреля 2010 г.

Анализ Китайско-Тибетского конфликта

АНАЛИЗ КОНФЛИКТА
Краткое описание: В Китайской Народной Республике особое место в межэтнических отношениях занимает тибетская проблема. При этом она осмысляется в нескольких парадигмах, в зависимости от чего ее трактовка может меняться кардинальным образом. В китайской парадигме тибетский вопрос считается измышлением сепаратистски настроенной тибетской диаспоры и враждебных Китаю сил, в тибетской – проблемой исторического и политического статуса Тибета. В основе главных парадигм тибетского вопроса лежит конфликт по поводу статуса Тибета по отношению к Китаю, выражающийся в разных формах, однако наиболее ожесточенно – в борьбе за право представительства, или, иначе говоря, идеологической борьбе за право представлять тибетский народ и его историю. 
История конфликта: Прежде чем перейти к контексту самого конфликта, необходимо изложить его историю. 
Китайская Народная Республика сегодня – многонациональное государство. Для наиболее многочисленных национальностей Китая созданы пять автономных районов: Тибетский, Синьцзян-Уйгурский, Гуанси-Чжуанский, Нинся-Хуэйский и Внутренняя Монголия. Но не все тибетцы, а лишь немногим более половины их живут в Тибетском автономном районе, остальные же – в более мелких национальных образованиях, входящих в ближайшие провинции КНР. Так произошло потому, что около половины исторического Тибета не входит в состав ТАР. 
• На протяжении многовековой истории статус Тибета менялся. С VII по IX век н.э. это было крупное независимое государство, управлявшееся местными правителями, затем наступил период раздробленности. В XIII–XIV веках Тибет вместе с Китаем вошел в состав Монгольской империи. 
• В дальнейшем Тибет находился в различной степени зависимости от китайских династий. Чаще всего он платил Китаю дань, то есть входил в уникальную систему китайского миропорядка как данническое образование. Дань эта имела не материальное, но символическое, ритуальное значение 
• В период династии Цин (1644–1911) зависимость Тибета от Китая усилилась, значительное влияние получили два цинских чиновника, постоянно находившихся в Лхасе. После китайской революции 1911 года в условиях смуты и раздробленности Тибет практически был самостоятельным, хотя находившееся у власти в Китае правительство партии Гоминьдан всегда считало его частью Китая. 
• К тому времени в Тибете сложилась уникальная система управления. Духовным и светским лидером в одном лице стал далай-лама, глава наиболее многочисленной буддистской школы «гелугпа. Вторым по значению лидером в тибетской иерархии стал панчен-лама, живший в городе Шигадзе, – перерождение самого Будды Амитабы. Два главных ламы Китая находятся в сложных религиозно-политических отношениях между собой – они подтверждают истинность перерождения друг друга, то есть играют ключевую роль в сложной системе передачи власти. 
• Придя к власти в 1949 году, лидеры КПК решили восстановить власть над Тибетом. В 1951 году представители тибетского правительства подписали в Пекине соглашение «О мерах по мирному освобождению Тибета». Согласно 17 пунктам этого документа, Тибету предоставлялась автономия во внутренних делах и сохранялась прежняя система управления во главе с далай-ламой, а центральное правительство получало право держать в Тибете войска, охранять внешнюю границу и вести внешнюю политику. 
• В 1959 году в день китайского Нового года Далай-лама XIV был приглашен на празднование в китайскую воинскую часть. Заподозрив неладное, жители Лхасы окружили его дворец, чтобы воспрепятствовать «похищению» своего лидера. Началось антикитайское восстание, которое было жестоко подавлено армией Пекина. Сам далай-лама и многие его сторонники бежали горными тропами в Индию, где образовали тибетское правительство в изгнании. В отличие от Далай-ламы XIV, Панчен-лама X не отправился в изгнание, но пытался сотрудничать с Пекином. Вскоре он умер от сердечного приступа. Нового панчен-ламу, согласно традиции, как и любого другого «живого Будду», нужно было найти среди тибетских детей. 
• В 1995 году далай-лама объявил в Индии о том, что кандидат найден. Это был шестилетний мальчик по имени Гедхуна Чокьи Ньима. Китайское правительство отреагировало немедленно и «выбрало» своего панчен-ламу, мальчика Гьяйлцэну Норбу, а Гедхун Чокьи Ньима был взят «под защиту» властями КНР, его местонахождение с тех пор неизвестно. Тибетская оппозиция называет его «самым молодым в мире политическим заключенным». 
• Во время «культурной революции» культура Тибета была практически полностью уничтожена. Китайский план по развитию Тибета при одновременном насаждении там китайских ценностей и дискредитации «живых Будд», которых сами тибетцы считают истинными духовными лидерами, с самого начала таил в себе противоречия. Новая образованная элита оказалась еще более радикальной, чем возглавляемые далай-ламой умеренные эмигранты, которые не выступают за независимость, а лишь требуют реальной автономии, подобной той, что была гарантирована соглашением 1951 года.
• Последние события, связанные с поднятием восстания против китайских властей, имели место в 2008 году и были приурочены к началу летних Олимпийских Игр в Китае. Тибетское правительство в изгнании настаивает, что это была мирная демонстрация, однако Пекин говорит о том, что демонстрация практически сразу переросла в погром, в ходе которого целенаправленно убивали этнических китайцев и уничтожали их имущество. Бунт был подавлен в очень жесткой форме. Регион немедленно был закрыт для любых иностранных граждан на несколько месяцев.
 
Контекст конфликта:
После тибетского восстания в 1959 г. в Тибете была уничтожена политическая, экономическая и социальная система тибетского общества и построена новая – социалистическая. Много лет прошло с тех пор, как Тибет встал на путь социалистического строительства в рамках унитарного китайского государства, но по-прежнему актуальным остается вопрос: оказалось ли возможным «великое созидание» на обломках «великого разрушения»?
Китайская Народная Республика является унитарным многонациональным государством, в котором, согласно конституции КНР, «сложились и продолжают укрепляться социалистические национальные отношения равенства, единства и взаимопомощи». В районах компактного проживания национальных меньшинств создана система районной национальной автономии. В этническом Тибете, территория которого составляет практически четверть территории КНР, созданы Тибетский автономный район и 10 автономных округов в составе четырех китайских провинций. Во главу угла национальной политики в отношении национальных меньшинств Китая центральное правительство поставило двуединую задачу – развитие экономики и обеспечение стабильности в регионе. В настоящее время Тибет является национальным регионом Китая с одним из самых высоких показателей ВВП. В то же время Тибет продолжает оставаться одним из наиболее нестабильных регионов КНР с очень высоким уровнем бедности, огромной степенью неравенства в доходах городского и сельского населения и самыми слабыми показателями в области образования. 
«Культурная революция» (1966 – 1976) была воспринята тибетцами как уничтожение тибетского образа жизни и этнической идентичности тибетцев и своими последствиями имела болезненный, трудноразрешимый конфликт на этнической и религиозной почве. В период реформ, начавшихся в 1980 г. и продолжающихся по настоящее время, значительно повысился жизненный уровень тибетцев, произошла модернизация экономической и социальной жизни народа, были восстановлены культура и религия. Вместе с тем дилемма «стабильность-развитие», лежащая в основе стратегического курса Пекина, по-прежнему не разрешена в Тибете. Несмотря на модернизацию Тибета, ее экономика целиком зависит от центральных дотаций. Либеральная политика в сфере религии и культуры привела к спонтанному возрождению всех форм функционирования религии, и вместе с тем к таким нежелательным для Пекина последствиям, как антикитайские протесты, катализатором которых выступили буддийские монахи.
Широкомасштабные волнения в Тибете весной 2008 г. стали свидетельством очередного кризиса в китайско-тибетском конфликте. Не оправдались надежды на то, что тибетский вопрос будет разрешен после окончания Олимпийских игр. Давление на КНР со стороны мировой общественности не остается без внимания в Пекине. Такое давление может подрывать позиции сторонников этнически направленной политики и идти на пользу приверженцам жесткой линии.
Перечисленные факты могут свидетельствовать о незавершенности процесса национального строительства в КНР. Далай-лама предложил «срединный путь», по которому Тибет остается в составе Китая и использует демократическую систему, обеспечивающую полнозначную автономию Тибета. План Далай-ламы не устраивает Китай, который считает, что предложенная им система является завуалированной формой независимости. 
Стороны Конфликта:
- первичные стороны: В роли первичных сторон конфликта выступают Китай и район Центральной Азии Тибет, который входит в его состав. 
Для Китая - фундаментальный национальный интерес в удержании Тибета, заключается в том, что Тибет выполняет функцию своеобразного якоря Китая в Гималаях. Если эта территория будет открыта, и если Синьцзян станет независимым, широкий буфер между Китаем и остальной Евразией будет пробит. Китай не может предвидеть эволюцию сил – Индии, ислама или Российской мощи, в изменяющихся условиях нашего мира. И, как гарантию, они хотят удержать обе эти провинции, и в частности Тибет.
Тибет в свою очередь считает, что тибетский этнос подвергается целенаправленному уничтожению с начала аннексии Китаем в 1950 году. Далай-Лама считает Тибет скорее автономией, чем независимой территорией, и готов в любое время обсудить создавшуюся ситуацию с правительством Китая.
- вторичные, третичные стороны: Китай принял во внимание тот факт, что Далай-лама находится в Индии со времени китайского вторжения в Тибет. И Китай рассматривает его как индийскую марионетку. Они видят, что последние беспорядки в Тибете были спровоцированы индийским правительством, которое используют Далай-ламу для дестабилизации китайского Тибета и открытия двери для индийской экспансии. Однако Индийское правительство очень не хотело бы раздражать Пекин каким-либо неосмотрительным словом или действием, оглядываясь на собственную уязвимость Индии в контексте обстановки в штате Джамму и Кашмир и нерешаемой кашмирской проблемы.
Следует к этому добавить, что Китай видит и влияние Америки на Тибетскую проблему. Китай видит, что США в основном сосредоточились на исламском мире – и поощрили Индию и Далай-ламу «проверить» Китай, цель - частью затруднить проведение Олимпийских Игр, и частью усилить давление на центральное правительство. Центральное правительство для обеспечения безопасности Олимпийских Игр сосредоточило свои силы на безопасности при приближении Игр. Пекин также заметил схожесть того, что произошло в Тибете с «цветными» революциями, поддерживаемыми Соединенными Штатами в бывшем Советском Союзе.
Любая угроза либо проблема может прийти с запада и поэтому Китай считает Тибет фундаментальной составляющей национальной безопасности, и они рассматривают про-тибетскую агитацию на Западе, как попытку нанести удар в сердце китайской национальной безопасности.
Китай является и стратегическим партнером РФ, чем и обусловливается специфическое отношение правительства Российской Федерации к тибетскому вопросу, выражающееся, в частности, в многократных отказах МИД России предоставить въездную визу Далай-ламе. Подобная позиция правительства вызывает недовольство со стороны российских буддистов (бурят, калмыков, тувинцев и др.), которые считают Далай-ламу иерархом своей буддийской традиции (Гэлукпа), тем более что буддизм официально признается в качестве одной из традиционных религий Российской Федерации. Наличие отмеченных факторов делает тибетскую проблему весьма актуальной для внешней политики России, благодаря существующим контактам российских буддистов с Далай-ламой и другими представителями тибетской диаспоры в Индии.
Генеральная ассамблея ООН, в свою очередь, неоднократно принимала резолюции осуждающие нарушение прав человека Тибетского народа, но все резолюции остаются лишь на бумаге.
Ситуация в Тибете остается не вполне ясной, но понятно, что вряд ли КНР снизойдет к требованиям тибетцев или прессингу международного сообщества.


1 комментарий:

  1. Настя, Виталик,
    Спасибо, достаточно интересное начало. Мои просьбы к Вам:
    1. Упоминайте источники информации (в вашем случае я вижу и материалы преподавателей МГИМО, и проч.) это важно, поскольку позвоялет нам всем обращаться, по мере необходимости, к первичным контекстам литературы.
    2. В анализе сторон более четко пропишите интересы и опасения вторичных и третичных сторон, в вашем случае Индия и Россия - вторичные стороны, поскольку территориально граничат с Китаем-Тибетом и могут ощутить на себе непосредственное влияние конфликта. США и ООН - третичные стороны, заинтересованные в динамике конфликта, вне собственого близкого территориального присутствия.
    3. Я очень хочу чтобы вы нарисовали графическую карту конфликта, где представили всех его акторов.(см. пост Наташи Гладкосюк) это было бы закономерным последующим шагом, за ним думаю вполне можно приступать к ценностям, интересам, позициям, опасениям главных сторон конфликта; предметам конфликта и стпеням согласованности действий сторон в их отношении.
    4. Отдельно думаю нужно прописать анализ факторов, который служать развитию конфликта и выгодны обеим сторонам, и факторам развития конфликта одинаково не выгодным для сторон конфликта.
    5. Я хочу, чтобы Ваш конечный анализ конфликта проходил во взаимном сравнении с работой, которую делает Кирилл, в конечном счете мы бы могли посмотреть и проанализировать политику Китая в ведении двух этих конфликтов, выделить и проанализировать стратегии, принимаемые в зависимости от характера другой стороны (Тибет или Синьцзянь) - меняются ли они, а если да то где и как.
    Спасибо!!)

    ОтветитьУдалить