Данная статья является ещё одним шагом по осмыслению интересующего нас конфликтного региона, и при сегодняшнем рассмотрении мы выдвинем ещё одно важное требование. Заключается оно в чёткой структуризации излагаемого текста, что предохранит от пустого разглагольствования и даст более наглядную картину ситуации. Структура анализа синьцзянского конфликта такова:
1. Краткое описание, т.е. выраженная буквально в нескольких предложениях суть конфликта.
2. История конфликта. Здесь также обозначаются главные случаи обострения конфликта, так называемые «точки кипения».
3. Контекст конфликта. Под этим следует понимать события и процессы, которые создают фон конкретному конфликту Синьцзяна, при этом косвенно воздействуя на его протекание.
4. Стороны конфликта и их позиции в отношении конфликта.
1. Краткое описание конфликта в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР
В СМИ этот неспокойный регион часто называют не иначе как «китайская Чечня». И действительно, сходство разительное.
• Российская империя завоёвывала Северный Кавказ, а империя Цин – Восточный Туркестан.
• Титульные нации в этническом плане были далеки от коренных народов присоединённых регионов (у русских в этнолингвистическом отношении с чеченцами или вайнахами не меньше различий, чем у ханьцев с уйгурами).
• Коренные народы Чечни и Синьцзяна являются мусульманами, а имперские титульные нации в обоих случаях – нет.
• Как в Чечне, так и в СУАР, действуют террористические группировки политического (сепаратистские течения) и религиозного (исламские радикалы) толка. Не будем утверждать на счёт сепаратистских движений, но в обоих случаях религиозные радикалы связаны с международными террористическими организациями (Аль-Каида).
• Оба региона обладают значительными запасами топливно-энергетических ресурсов.
• Для восстановления порядка центр применяет силу (Военные и внутренние войска являются существенным аргументом Москвы в Чечне и Пекина в Синьцзяне).
Это сравнение нам не кажется отступлением от темы. Напротив, оно демонстрирует сущностные характеристики конфликта. К тому же о проблеме Синьцзяна в прессе содержится гораздо меньше информации, чем о Чечне, очень близкой и знакомой для постсоветской общественности. Как говорит одна известная пословица «Всё познаётся в сравнении». Таким образом, мы исходим из того, что Синьцзян стал проблемой с того момента, как был присоединён к китайскому государственному ядру в лице империи Цин. Тогда уже уйгуры ощущали себя чужыми Китаю по этническим, религиозным и историко-культурным параметрам. Большая этническая однородность Китая только усугубляет ситуацию. С этого момента и зародилась национально-освободительная борьба уйгур за самоопределение в рамках Восточного Туркестана. Далее, по мере того как Пекин осуществлял определённые политические шаги в отношении региона, противодействие уйгурских группировок возрастало. Изменение статуса Восточного Туркестана, демографическая политика «ханизации», применение военной силы и подобные действия центра оправдывали в глазах уйгурского населения уйгурских вооружённых борцов, будь-то светски ориентированных сепаратистов или же религиозных радикалов.
2. История конфликта
Выступления уйгуров за независимость проходили постоянно. За весь период XVIII—XX веков их было около 400. Но не стоит сильно углубляться в прошлое, а лучше начать обзор сразу с XX века, актуального для нашего анализа.
Что касается XX века, то уже с самого начала столетия волна восстаний прокатились по Уйгурии. Уйгуры восставали в Кагарлыке, Яркенде, Хотане. Серьезные выступления произошли в Кумуле в 1912—1913 годах. Крупное восстание уйгуров началось в 1931 году. Оно также началось на востоке Уйгурии — в г. Кумул. то выступление кумульских уйгуров цепной реакцией перекинулось на другие районы Уйгурии.
В ноябре 1933 года Сабит Дамолла создал в Кашгаре «Исламскую Республику Восточный Туркестан», но менее чем через три месяца она распалась.
В 1937 году началось новое уйгурское восстание. Освободив Кашгар восставшие двинулись в сторону Урумчи. Решающее сражение произошло в районе городов Корла, Карашар. Объединенные китайско-советские войска разбили восставших. Затем последовали широкомасштабные репрессии по всей Уйгурии. Лето 1943 года отмечается всплеском антисоветских настроений в Синьцзяне. Началась передислокация верных Гоминьдану воинских частей.
1 октября 1955 года было официально объявлено о создании Синьцзян-Уйгурского автономного района в составе Китайской Народной Республики.
Начиная с 1950-х годов пекинское правительство проводило политику усиленной «ханизации» отдаленной провинции, то есть переселения туда представителей титульной нации. Возникла она задолго до прихода к власти Мао Цзэдуна, ее практиковали еще императоры из династии Мин (1368 – 1644).
В период так называемой «культурной революции» в конце 1960-х гг., национальная автономия фактически превратилась в фикцию. Усилившаяся колонизация Синьцзяна китайским населением, переселение уйгуров, казахов, дунган, монголов и других некитайских народностей Синьцзяна в его пустынные засушливые районы, сопровождавшееся ущемлением прав коренного некитайского населения, вызвали резкое недовольство народов Синьцзяна и обострение национальных противоречий.
5 февраля 1997 года произошли волнения уйгуров в городе Кульджа. В этот день несколько сот молодых людей вышли на митинг, чтобы выразить протест против действий властей. Митингующие были с транспарантами, и направлялись по трем центральным улицам в сторону центра города, где были встречены усиленными нарядами вооруженной полиции. После попыток разгона митингующих ситуация вышла из-под контроля и переросла в массовые беспорядки. По данным властей во время беспорядков погибло 9 человек, а по данным правозащитных организаций свыше 100 человек.
На сегодня характерно постоянное беспокойство китайских властей по поводу сепаратизма в Синьцзяне. Не в последнюю очередь внимание Пекина обусловлено функционированием в районе группировки «Восточный Туркестан», которая выступает за создание мусульманского государства на территории ряда стран. Китайские власти считают её террористической организацией, опирающейся на поддержку иностранных террористических организаций. Китай заявлял о связях «Восточного Туркестана» с «Аль-Каидой».
А вот эта информация должна дать краткое представление о динамике конфликта.
•5 апреля, 1990 г. – столкновения в пригороде Кашгара на западе Китая. Они начались, когда местные власти перекрыли верующим доступ в мечеть. 200 человек захватили здание районной администрации. Восстание было подавлено войсками. По разным данным, в столкновениях погибли от 8 до 50 человек. Около 6000 участников мятежа и их родственников арестованы, шестеро руководителей восстания казнены.
• 28 февраля, 1991 г. – в видеозале железнодорожной станции уезда Кучэ взорвалась бомба. Погиб один человек, еще 13 получили ранения.
• 5 февраля, 1992 г. – во время ханьского праздника Весны в Урумчи были взорваны бомбы в двух автобусах. Три человека погибли и 23 получили ранения. Обезврежены еще две бомбы, заложенные в кинотеатре и частном доме.
• июнь-сентябрь 1993 г. – на юге Синьцзяна произошла серия взрывов. Бомбы были заложены на рынках, в магазинах и даже на военных базах. Погибли два человека, ранены более 35.
• июль 1995 г. – в Хотане на юге-востоке Синьцзяна произошло восстание, вызванное попытками властей сменить имама и контролировать темы религиозных проповедей. Официально китайские власти сообщили только о 66 пострадавших чиновниках и сотрудниках органов правопорядка. Число пострадавших жителей неизвестно.
• 1996 г. – Пекин заручился поддержкой нынешних членов ШОС в вопросе сохранения территориальной целостности и начал кампанию «сильного удара» по сепаратистам. Это привело к столкновениям уйгуров с полицией.
• 5-8 февраля 1997 г. – в городе Кульджа на границе с Казахстаном была жестоко разогнана мирная демонстрация. После этого город охватили крупные волнения, подавленные армией. Число погибших, по разным источникам, колеблется от 10 до 100 человек.
февраль-март 1997 г. 25 февраля на автобусных остановках Урумчи взорвались три бомбы. Погибли девять человек, еще 74 получили ранения. 7 марта был взорван автобус в Пекине, более десяти человек получили ранения. В этом инциденте также обвинили уйгурских сепаратистов.
• август 2008 г. 4 августа два грузовика въехали на территорию базы полиции в Кашгаре, насмерть сбив несколько человек. После этого нападавшие выскочили из кабин и забросали гранатами группу полицейских, которые занимались зарядкой. В результате нападения погибли 16 человек.
• 5 июля 2009 г. – в Урумчи вспыхнули массовые беспорядки. Формальной причиной митинга уйгуров послужило убийство уйгур китайцами в городе Шаогуань провинции Гуандун. В митинге участвовало, по разным данным, от 1000до 3000 человек. Количество погибших, согласно официальным китайским источникам, составило 129 человек.
• Сентябрь 2009 г. – в основном ханьское население города подверглось нападениям неизвестных с медицинскими шприцами. В результате, 3 сентября несколько тысяч людей вышли на улицы города, требуя от властей обеспечить их безопасность.
3. Контекст конфликта
Ещё при первом освещении обстановки в Синьцзяне мы выделили, что на ход протекания конфликта в СУАР повлияло как минимум две вещи: образование пяти независимых среднеазиатских республик в результате распада СССР, а также признание независимости Боснии и Косово. Конфликт в Синьцзяне происходит на фоне декларируемого китайским руководством отсутствия предвзятости к отдельным народам, проживающим в государстве. И действительно, были случаи, когда полиция направлялась против демонстрантов-ханьцев. Но этот аргумент меркнет по сравнению открыто проводящимся массовым заселением китайцами территории Восточного Туркестана. По своим географическим границам конфликт содержит потенциал распространения на Киргизию, Казахстан и Монголию. Это обуславливается наличием влиятельных уйгурских диаспор в данных государствах, которые нередко создают благоприятные условия для подготовки уйгурских вооружённых бойцов, которые потом приникают в Синьцзян и ведут там подрывную борьбу. Помимо этого, соседство с Афганистаном и Пакистаном, традиционно считающихся прибежищем террористов международного уровня, предоставляет необходимую вооружённому сопротивлению уйгур моральную и материальную поддержку. Граница с Тибетом тоже имеет огромное значение, повышая солидарность уйгур и жителей Тибета, облегчая их сотрудничество и взаимопроникновение сепаратистских идей.
4. Стороны конфликта и их позиции в отношении конфликта.
Исследование показывает, что в анализируемом здесь конфликте выделяются первичные и вторичные стороны.
• Первичные стороны – уйгуры и ханьцы.
• Вторичная сторона – центральная китайская власть.
• Третичные стороны – Казахстан, Киргизия, США.
Здесь нужно кое-что пояснить. Во-первых, непосредственными участниками противостояния в регионе являются именно две названные этнические группы, поэтому они определены как первичные стороны конфликта. Во-вторых, официальный Пекин представляет собой отдельную силу со своим видением разрешения конфликта и действует исходя из своих интересов, которые отличны от ожиданий как уйгуров, так и ханьцев. В-третьих, после центрального руководства Китая третичными по значимости являются Казахстан и Киргизия, которые вследствие своего географического положения и наличия уйгурских диаспор на своей территории и казахов с киргизами в Синьцзяне, тоже оказываются вовлечёнными в конфликт. В-четвёртых, к третичным сторонам причислены США, ибо они являются единственной сверхдержавой в глобальном масштабе, из-за чего их интересы распространяются на весь мир. Конечно, в территориальном плане США к Синьцзяну привязки никакой не имеет. Но сам конфликтный потенциал СУАР, равно как и абсолютное доминирующее положение Америки в мире, заставляют присоединить её к списку третичных сторон конфликта.
• Позиция уйгуров.
Уйгуры выдвигают требования политического характера и несколько реже религиозного. Уйгуры, казахи и киргизы вместе хотят добиться создания независимого светского государства тюрков с республиканской формой правления. В нынешнее время позицию уйгуров представляет и защищает лишь 1 организация - Всемирный уйгурский конгресс, созданный 16 апреля 2004 года. Эта организация, объединив все группы изгнанных уйгуров, включая Американскую ассоциацию уйгур (UAA) и Конгресс Уйгурской Молодежи. Данная организация занимается правозащитной деятельностью, мониторит нарушения прав уйгуров в КНР и за его пределами. ВУК также ведет активную пропагандистскую деятельность по критике КПК, сотрудничает с Тибетским правительством в изгнании, китайскими диссидентами, правозащитными организациями. Лидер этой организации Рабия Кадыр не раз обвиняла КНР в «культурном геноциде» уйгуров, которых лишают собственного языка и культуры, также она заявила что Китай уже на протяжении многих веков не позволяет уйгурам идентифицировать себя как отдельную национальность. Она в очередной раз подчеркнула что Синьцзян-Уйгурский автономний район должен быть выведен из состава КНР, для того чтобы уйгуры смогли создать собственное национальное государство, однако вместо этого Китай проводит «жесточайшую ассимиляцию» и фактическое уничтожение уйгуров как национальности, то есть осуществляет геноцид уйгурского народа.
• Позиция ханьцев.
Ханьцы считают уйгур отсталыми в культурном отношении, цивилизационном отношении и стиле жизни. Вообще после присоединения Восточного Туркестана к Китайской империи первые ханьские переселенцы позиционировали себя в качестве миссионеров, призванных крепить рубежи Поднебесной империи и распространить ценности китайской цивилизации в регионе. Неудивительно, что виновниками конфликта ханьцы считают уйгур, видя в них опасность и непредсказуемость. Доказательством этого может служить тот факт, что почти всегда после очередного агрессивного выпада уйгурских сепаратистов ханьские демонстранты лишь укоряют китайскую власть, а мстят конкретно уйгурам.
• Позиция Китая.
Точку зрения официального Китая без лишних дополнений показывает цитата высшего государственного деятеля страны. Председатель КНР Ху Цзиньтао не раз заявлял, что он собирается проводить довольно жесткую политику к жителям непокорной республики: «Введение чрезвычайного положения, позволяющее более успешно бороться с боевиками, закрытие уйгурских школ, ещё большие льготы гражданам КНР из восточных провинций, приезжающих сюда на постоянное место жительства, приведут к полной ассимиляции уйгуров с ханьцами … Все эти факторы необходимы для наведения порядка в этом неспокойном регионе. Синьцзян-Уйгурский автономный район является неотъемлемой территорией КНР, и никакие, даже самые радикальные действия местных террористов, которые финансируются и снабжаются международными террористическими организациями не заставит нас отказаться от поставленных задач».
• Позиция Казахстана и Киргизии.
Вплетёнными в уйгурский конфликт оказались Казахстан и Киргизия. Официально эти государства координируют свои действия с Китаем, опасаясь расширения зоны конфликта на их территории. И таким опасениям есть предпосылки. Но здесь перед Казахстаном и Киргизией появляется дилемма: с одной стороны, они опасаются активизации уйгурских сепаратистов на своих территориях, с другой – при сохранении такого сотрудничества с Китаем вероятны террористические акты уйгурских сепаратистов внутри республик. Так, с одной стороны от Казахстана и Киргизии стоит опасение ухудшения отношений КНР, а с другой – угроза дестабилизации ситуации на собственных территориях.
• Позиция США.
Ещё при первом освещении обстановки в Синьцзяне мы выделили, что на ход протекания конфликта в СУАР повлияло как минимум две вещи: образование пяти независимых среднеазиатских республик в результате распада СССР, а также признание независимости Боснии и Косово. Конфликт в Синьцзяне происходит на фоне декларируемого китайским руководством отсутствия предвзятости к отдельным народам, проживающим в государстве. И действительно, были случаи, когда полиция направлялась против демонстрантов-ханьцев. Но этот аргумент меркнет по сравнению открыто проводящимся массовым заселением китайцами территории Восточного Туркестана. По своим географическим границам конфликт содержит потенциал распространения на Киргизию, Казахстан и Монголию. Это обуславливается наличием влиятельных уйгурских диаспор в данных государствах, которые нередко создают благоприятные условия для подготовки уйгурских вооружённых бойцов, которые потом приникают в Синьцзян и ведут там подрывную борьбу. Помимо этого, соседство с Афганистаном и Пакистаном, традиционно считающихся прибежищем террористов международного уровня, предоставляет необходимую вооружённому сопротивлению уйгур моральную и материальную поддержку. Граница с Тибетом тоже имеет огромное значение, повышая солидарность уйгур и жителей Тибета, облегчая их сотрудничество и взаимопроникновение сепаратистских идей.
4. Стороны конфликта и их позиции в отношении конфликта.
Исследование показывает, что в анализируемом здесь конфликте выделяются первичные и вторичные стороны.
• Первичные стороны – уйгуры и ханьцы.
• Вторичная сторона – центральная китайская власть.
• Третичные стороны – Казахстан, Киргизия, США.
Здесь нужно кое-что пояснить. Во-первых, непосредственными участниками противостояния в регионе являются именно две названные этнические группы, поэтому они определены как первичные стороны конфликта. Во-вторых, официальный Пекин представляет собой отдельную силу со своим видением разрешения конфликта и действует исходя из своих интересов, которые отличны от ожиданий как уйгуров, так и ханьцев. В-третьих, после центрального руководства Китая третичными по значимости являются Казахстан и Киргизия, которые вследствие своего географического положения и наличия уйгурских диаспор на своей территории и казахов с киргизами в Синьцзяне, тоже оказываются вовлечёнными в конфликт. В-четвёртых, к третичным сторонам причислены США, ибо они являются единственной сверхдержавой в глобальном масштабе, из-за чего их интересы распространяются на весь мир. Конечно, в территориальном плане США к Синьцзяну привязки никакой не имеет. Но сам конфликтный потенциал СУАР, равно как и абсолютное доминирующее положение Америки в мире, заставляют присоединить её к списку третичных сторон конфликта.
• Позиция уйгуров.
Уйгуры выдвигают требования политического характера и несколько реже религиозного. Уйгуры, казахи и киргизы вместе хотят добиться создания независимого светского государства тюрков с республиканской формой правления. В нынешнее время позицию уйгуров представляет и защищает лишь 1 организация - Всемирный уйгурский конгресс, созданный 16 апреля 2004 года. Эта организация, объединив все группы изгнанных уйгуров, включая Американскую ассоциацию уйгур (UAA) и Конгресс Уйгурской Молодежи. Данная организация занимается правозащитной деятельностью, мониторит нарушения прав уйгуров в КНР и за его пределами. ВУК также ведет активную пропагандистскую деятельность по критике КПК, сотрудничает с Тибетским правительством в изгнании, китайскими диссидентами, правозащитными организациями. Лидер этой организации Рабия Кадыр не раз обвиняла КНР в «культурном геноциде» уйгуров, которых лишают собственного языка и культуры, также она заявила что Китай уже на протяжении многих веков не позволяет уйгурам идентифицировать себя как отдельную национальность. Она в очередной раз подчеркнула что Синьцзян-Уйгурский автономний район должен быть выведен из состава КНР, для того чтобы уйгуры смогли создать собственное национальное государство, однако вместо этого Китай проводит «жесточайшую ассимиляцию» и фактическое уничтожение уйгуров как национальности, то есть осуществляет геноцид уйгурского народа.
• Позиция ханьцев.
Ханьцы считают уйгур отсталыми в культурном отношении, цивилизационном отношении и стиле жизни. Вообще после присоединения Восточного Туркестана к Китайской империи первые ханьские переселенцы позиционировали себя в качестве миссионеров, призванных крепить рубежи Поднебесной империи и распространить ценности китайской цивилизации в регионе. Неудивительно, что виновниками конфликта ханьцы считают уйгур, видя в них опасность и непредсказуемость. Доказательством этого может служить тот факт, что почти всегда после очередного агрессивного выпада уйгурских сепаратистов ханьские демонстранты лишь укоряют китайскую власть, а мстят конкретно уйгурам.
• Позиция Китая.
Точку зрения официального Китая без лишних дополнений показывает цитата высшего государственного деятеля страны. Председатель КНР Ху Цзиньтао не раз заявлял, что он собирается проводить довольно жесткую политику к жителям непокорной республики: «Введение чрезвычайного положения, позволяющее более успешно бороться с боевиками, закрытие уйгурских школ, ещё большие льготы гражданам КНР из восточных провинций, приезжающих сюда на постоянное место жительства, приведут к полной ассимиляции уйгуров с ханьцами … Все эти факторы необходимы для наведения порядка в этом неспокойном регионе. Синьцзян-Уйгурский автономный район является неотъемлемой территорией КНР, и никакие, даже самые радикальные действия местных террористов, которые финансируются и снабжаются международными террористическими организациями не заставит нас отказаться от поставленных задач».
• Позиция Казахстана и Киргизии.
Вплетёнными в уйгурский конфликт оказались Казахстан и Киргизия. Официально эти государства координируют свои действия с Китаем, опасаясь расширения зоны конфликта на их территории. И таким опасениям есть предпосылки. Но здесь перед Казахстаном и Киргизией появляется дилемма: с одной стороны, они опасаются активизации уйгурских сепаратистов на своих территориях, с другой – при сохранении такого сотрудничества с Китаем вероятны террористические акты уйгурских сепаратистов внутри республик. Так, с одной стороны от Казахстана и Киргизии стоит опасение ухудшения отношений КНР, а с другой – угроза дестабилизации ситуации на собственных территориях.
• Позиция США.
Прямая и однозначная точка зрения Соединённых Штатов на конфликт отсутствует, и, по-видимому, меняется в зависимости от политико-экономической конъюнктуры в мире, а также другие факторов. Но американская пресса внимательно следит за происходящим в Синьцзяне, без её внимания не остаётся ни одно важное событие по этой тематике. В целом, США обвиняют китайское руководство за нарушение прав человека в Синьцзяне, но до каких-то серьёзных мер давления на политику Пекина в этой сфере они не предпринимают.
Комментариев нет:
Отправить комментарий