Проблема: административные границы в регионе между Северной Осетией и Ингушетией. После депортации ингушей и чеченцев в 1944 году, Пригородный район был передан Северной Осетии. В 1957 году, когда репрессированным народам разрешили вернуться из ссылки, Чечено-Ингушетию восстановили, однако Пригородный район остался в составе Северной Осетии.
В ингушской позиции можно отметить следующие акценты:
а. Незаконность отторжения ПР от Ингушетии. Район незаконно находится в составе Северной Осетии, так как он был отторгнут в результате насильственных, антиконституционных этнических (депортация ингушей) и административно-территориальных изменений (упразднение Чечено-Ингушской АССР в 1944 году и сохранение ПР за Осетией при восстановлении ЧИАССР в 1957 году).
б. Исторические права. Акцентрируется автохтонность ингушей в данном регионе и пришлость ираноязычных осетин. Коренной характер ингушского расселения в ПР выражается также и в том, что ингуши предшествовали здесь и казакам, которые появились в ПР в 1859–1861 годах, и, тем более, осетинам, поселенным здесь после 1944 года. Это обстоятельство определяет ПР в качестве исконно ингушских земель.
в. Священность земли. В ПР расположено с. Ангушт (Тарское), от которого ведет свое происхождение сам этноним «ингуши»; здесь находится с. Базоркино (Чермен), с которым связаны революционные события 1918–1920 годов и «становление ингушей как нации» (в Базоркино в 1918 году был проведен первый съезд ингушского народа); в Тарской долине находится легендарный Бартабос — «холм Согласия», на котором собирались ингушские старейшины в «исторические времена» для решения общих проблем. ПР представляет собой географическое и социально-экономическое ядро ингушской этнической территории, без него формирование ингушской государственности невозможно.
В господствующем сегодня осетинском восприятии конфликтной ситуации могут быть выделены следующие основные моменты:
а. Законность нынешнего административно-территориального статус-кво: Пригородный район — часть территории Северной Осетии, и это положение закреплено прежней и ныне действующей Конституциями России, а также Федеративным Договором между Россией и субъектами федерации. Законность нынешнего административно-территориального деления не зависит от «истории» возникновения той или иной конфигурации границы. В случае же применения критерия «исторической справедливости» пересмотр границ станет бесконечным процессом, где каждая из конфликтующих сторон начнет выдвигать выигрышный для нее исторический сюжет с наиболее предпочтительными границами в качестве самых справедливых.
б. Исторические права. Ингуши — автохтоны только нагорной полосы, начали расселяться в ПР лишь в XVI—XVII веках. До того, с конца XIV и в XV—XVI веках, территория ПР контролируется кабардинцами, а еще раньше алано-осетинами.
в. Священность земли. У осетинской стороны отсутствует комплекс священности, связанный с территорией ПР и сравнимый с подобным ингушским. Это обстоятельство свидетельствует о том, что сама исконность ПР есть нечто совершенно различное для двух групп. Для ингушей исконность, помимо идеологической конструкции, есть «живой факт народной культуры», запечатленный в судьбах конкретных предков, фамилий, в изустных преданиях и т.д. Для осетин — осетинская исконность ПР есть некоторая идеологическая фабрикация национальной исторической школы, фабрикация, в которой отчетливо выделяются два основных момента. Первый — это «аланский миф» как способ исторической реституции в ПР если не в виде собственно осетин, то в виде алан. И второй момент — это явное или неявное игнорирование того исторического периода, когда ингуши в течение 100–200 лет предшествовали здесь казачьему колонизационному расселению.
Перспективы вынужденного отказа России от политики «предпочтительности в пользу Осетии» связываются иногда с миграцией русских как «имперского народа» с Северного Кавказа. «И тогда обретение Владикавказа и пригородов станет реальнее для тех, кто имеет на это историческое право»
Комментариев нет:
Отправить комментарий