понедельник, 14 марта 2011 г.

Дарфурский конфликт



Особенности региона

Регион Дарфура расположен на западе Судана на границе с Чадом и Центрально-Африканской республикой. Он включает три провинции: Северный Дарфур (центр – г. Эль-Фашер), Западный Дарфур (г. Эль-Генейна) и Южный Дарфур (г. Ньяла). Оценочно, в Дарфуре проживают свыше 5 млн человек (население Судана – 33,56 млн чел.).

Дарфур отличается сложным этническим составом населения. Наиболее крупной народностью региона являются фора (фур). Их насчитывается свыше 1 млн человек. Часть фора является арабоязычной, но большинство говорят на собственном языке. Проживают также большое число арабо-суданцев, нубийцы и несколько десятков более мелких народностей, в основном негроидных. Некоторые из дарфурских народностей арабизированы и утратили свои языки, но сохранили элементы традиционной культуры. В целом по своей культуре большая часть населения Дарфура гораздо ближе к соседнему Чаду, чем к культуре долины Нила.

По религиозной принадлежности население региона относится к мусульманам суннитам. Но здесь имеется одно отличие: арабо-суданцы в своем большинстве являются сторонниками суфйского тариката (духовного ордена) «аль-Ансарийа». Это наиболее крупная и весьма влиятельная мусульманская секта страны. В то же время неарабское мусульманское население в основном относится к приверженцам сект «ат-Таджунийа» и «ас-Сенусийа». Небольшая часть населения региона продолжает исповедовать традиционные верования.

По образу жизни население Дарфура делится на скотоводов-кочевников или полукочевников (это главным образом арабо-суданцы) и оседлое земледельческое население, представленное негроидными народностями. Растет численность городского населения, в городах проживают представители всех дарфурских народностей.

Народности Дафрура состоят из племен, причем племенной фактор играет большую роль в жизни местного населения. Каждое племя имеет закрепленную за ним территорию расселения или кочевья («дора»), что в большинстве случаев совпадет с административно-территориальным делением. Площадь «дора» может колебаться от нескольких сотен до десятков тысяч квадратных километров. В пределах своего «дора» племя является практически неограниченным владельцем земель, пастбищ и водных источников.

Дарфур считается самым засушливым и бедным районом Судана, он относится к кризисной продовольственной зоне.

Предпосылки

Регион Дарфур населяют представители различных народностей, которые в принципе можно объединить в две группы — чернокожие африканцы и арабские племена, населяющие регион примерно с XIII века. И те, и другие исповедуют ислам, однако отношения между двумя этническими группами на протяжении многих веков отличались напряжённостью и приводили к регулярным вооружённым столкновениям. Вплоть до XX века Дарфур представлял собой центр работорговли , причём чернокожие и арабские работорговцы соперничали друг с другом при осуществлении набегов на соседний Бахр эль Газаль для захвата рабов и последующей перепродажи в прибрежные районы Африки. Этнические группы конфликтовали между собой и в отношении ограниченных земельных и водных ресурсов. В конце ХХ в. пустыня стала поглощать ранее пригодные к обитанию земли, заселенные арабами-кочевниками, и те стали мигрировать на юг, что привело к обострению межэтнических отношений.

Повод

Поводом к современному конфликту стало соглашение между Хартумом и повстанцами Юга о разделе доходов от добычи нефти. Чернокожее население Дарфура считает, что в соглашении не были учтены их экономические интересы.

Стороны конфликта

Конфликт между африканским оседлым населением и арабами-кочевниками Дарфура имеет исторические корни. В 2003 году против правительства Судана выступили две военизированные группировки, состоящие из представителей африканских этнических групп фур, масалитов и загава: «Движение освобождения Судана» (Sudan Liberation Movement – SLM) и «Движение справедливости и равенства» (Justice and Equality Movement – JEM).

Под предлогом борьбы с повстанцами правительство Судана задействовало организованное из местных арабоязычных кочевников ополчение «Джанджавид» проводят регулярные карательные рейды против африканского гражданского населения. Отряды «Джанджавид» поддерживаются регулярной армией: известно, например, о многочисленных фактах бомбардировки мирного населения с использованием самолетов и вертолетов ВВС Судана.

История конфликта

В 2003 году против правительства Судана выступили две военизированные группировки: «Фронт освобождения Дарфура», позднее переименованное в Суданское освободительное движение (SLM/СОД), и «Движение за справедливость и равенство» (JEM). СОД состояло в основном из народностей фур, загава и масалитов и её боевые формирования действовали в основном в районе границы с Чадом. Движение за справедливость и равенство в свою очередь состояло в основном из числа бывших сторонников исламистского лидера Хасана аль-Тураби.

25 февраля отряды СОД захватили окружной центр Голо вблизи границы с Чадом, а 4 марта её отряды попытались захватить Эль-Фашер, но были отброшены правительственными войсками. 6 сентября правительство и СОД при посредничестве Чада подписали соглашение о прекращении огня, договорившись начать полномасштабные переговоры по урегулированию конфликта. Однако вскоре руководство СОД обвинило правительство в срыве соглашения. Возрастание и интенсивность конфликта вынудило власти перебросить в Дарфур крупные военные подкрепления, более широко и активно стала подключаться военная авиация. Правительство Судана задействовало организованное из местных арабоязычных кочевников ополчение «Джанджавид» («дьяволы на конях»), которые регулярно совершали нападения на чернокожих фермеров, сжигая при этом целые деревни и совершая другие виды насилия. Боевики Джанджавид изгоняли чёрные племена для освобождения сельскохозяйственных земель, но после открытия месторождений нефти в южном Дарфуре в 2005 году главной их целью стало создание "санитарных зон" вокруг нефтяных месторождений

Вооружённый конфликт в Дарфур вызвал массовые поток беженцев. По данным Верховного комиссара ООН по делам беженцев, только в декабре 2003 года в соседний Чад перешло до 30 тыс. человек.

В начале 2003 повстанцы напали на правительственные войска. Не располагая в данном районе достаточными силами и не полагаясь на верность войсковых частей, правительство использовало против повстанцев авиацию и вооружённые отряды милиции «Джанджавид», в состав которых вошли представители местных арабских племён. Политический конфликт также приобрёл экономическую (борьба за земельные и водные ресурсы между скотоводами, в основном арабского происхождения, и чернокожими земледельцами) и этническую окраску, ведь в ходе боевых действий арабские деревни оставались нетронутыми, тогда как деревни, населённые чернокожими суданцами, сжигались дотла.

В феврале 2004 правительство после захвата города Тине на границе с Чадом объявило о своей победе над восставшими, однако повстанцы утверждают, что они сохраняют контроль над сельскими районами.

К середине февраля 2004 года в соседнюю страну бежало от 110-до 135 тыс. человек.

Обе стороны в конфликте обвиняли друг друга в серьёзных нарушениях прав человека, включая массовые убийства, грабежи и изнасилования мирных жителей. Тем не менее чаша весов уже вскоре склонилась в пользу лучше вооружённых отрядов «Джанджавид». К весне 2004 несколько тысяч человек — в основном чернокожих — были убиты, и примерно миллиону пришлось покинуть свои дома, что привело к серьёзнейшему гуманитарному кризису. Кризис принял международные масштабы, когда более ста тысяч беженцев, преследуемые отрядами «Джанджавид», хлынули в соседний Чад, что привело к столкновениям между «Джанджавид» и чадскими пограничниками.

Ещё в 2004 году генеральный секретарь ООН (на то время Кофи Аннан) предупредил мировую общественность о реальной опасности геноцида в Дарфуре. Наблюдатели сравнивали действия «Джанджавид» с резнёй в Руанде, а применяемые ими методы — с этническими чистками в Югославии. В то же время удалённость зоны конфликта крайне затрудняла возможность доставки гуманитарной помощи сотням тысяч пострадавших.

В начале июля 2004 года регион посетили Кофи Аннан и госсекретарь Колин Пауэлл. Африканский союз и Европейский союз направили представителей для наблюдения за прекращением огня, соглашение о котором было подписано в апреле 2004 года.

30 июля 2004 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию по кризису в Дарфуре, обязывавшую правительство Судана в течение 30 дней разоружить отряды «Джанджавид».

Лига арабских государств потребовала предоставить Судану более длительный срок и предупредила, что Судан не должен превратиться в ещё один Ирак. ЛАГ категорически отвергла любое военное вмешательство в зону конфликта.

23 августа 2004 года в столице Нигерии Абудже начались многосторонние переговоры по урегулированию дарфурского кризиса с участием представителей дарфурских повстанческих группировок («Суданская освободительная армия» и движение «Справедливость и равенство»), суданского правительства и действующего председателя Африканского Союза президента Нигерии Олусегуна Обасанджо.

Встреча проходила под эгидой Африканского союза при участии Лиги арабских государств, а также Эритреи, Ливии, Уганды,Чада и Мали. Переговоры практических результатов не принесли.

26 августа 2004 Еврокомисия объявила о выделении Судану гуманитарной помощи на сумму €20 млн для преодоления кризиса в Дарфуре. Около €15 млн предоставлено на покупку продовольствия и медикаментов беженцам, остальные €5 млн выделялись миротворческим организациям, действующим на территории Дарфура. С января по август 2004 Еврокомиссия выделила Судану €104 млн гуманитарной помощи.

18 сентября 2004 Совет Безопасности ООН принял резолюцию о событиях в Судане, которая потребовала от властей страны оказать давление на боевиков, убивающих мирное население в Дарфуре. СБ ООН потребовал от Судана более активно сотрудничать с Африканским союзом в урегулировании конфликта. В Дарфуре к этому времени находилось 80 инспекторов и 300 военнослужащих из различных африканских стран (в основном из Нигерии). ООН потребовала от Судана значительного увеличения контингента Афросоюза в Дарфуре.

Обозреватели отмечали неслучайность того, что резолюция увязывала проблему геноцида в Дарфуре с нефтью. Сам кризис разгорелся буквально сразу после того, как в этой части страны были обнаружены колоссальные запасы нефти. Её разработкой занимаются французские и китайские нефтяные компании, поэтому Судан в ООН поддерживают Франция и Китай, а вот США выступают против него.

Суданское правительство считает обсуждение кризиса в ООН вмешательством в свои внутренние дела и попыткой США развязать агрессию против своей страны.

18 октября 2004 в Триполи (Ливия) состоялся саммит с участием делегаций Ливии, Судана, Чада, Египта и Нигерии , а также представителей двух повстанческих группировок Дарфура, где была предпринята попытка урегулировать кризис силами самих африканцев и избежать применения к Судану международных санкций.

Судан выступил здесь с рядом инициатив — предложено, например, провести децентрализацию власти в провинции, создав органы местного самоуправления. Судан также объявил о согласии значительно увеличить военный контингент Африканского союза в Дарфуре — с 465 до 4,5 тыс. человек. Однако, как заявил позднее председатель Африканского союза Олусегун Обасанджо, количество войск будет увеличено лишь до 3,3 тыс. человек и не ранее начала ноября 2004 года. Для содержания военного контингента в Дарфуре ЕС выделил $220 млн

На саммите в Ливии участники договорились, что проблему Дарфура нужно решать своими силами, без вмешательства международного сообщества.

5 мая 2006 года в Абудже (Нигерия) между правительством Судана и Суданским освободительным движением (СОД) было подписано мирное соглашение.

Вечером 29 сентября 2007 года более чем 1000 вооружённых боевиков Суданской освободительной армии напали на военную базу африканских миротворцев Хасканита и после многочасового боя, захватив, находившиеся на базе оружие, они сожгли её дотла. В результате этого нападения погибли десять миротворцев, семь из которых были из Нигерии. Движение за равенство и справедливость, в свою очередь обвинили в инциденте непосредственно правительственные войска. Вслед за этим суданская армия взяла город Хасканита, после чего он был полностью сожжён.

В июле 2007 в Совет Безопасности ООН разработанный Францией, Великобританией и Ганой проект резолюции о создании 26-тысячного контингента войск ООН для отправки в Дарфур. Контингент предлагается сформировать ООН и Африканским союзом (АС).

В стране уже находится 7-тысячный корпус военнослужащих Объединенной Африканской миссии в Судане. Желание принять участие в миротворческой операции высказали КНР и Россия.

Бой при Эль-Гинейне — повстанцы из JEM разгромили колонну суданской армии.

Количество жертв конфликта оценивается уже примерно в 400 тыс. человек. Ещё 2 млн остались без крова. Международный комитет Красного Креста, одна из немногих гуманитарных организаций, работающих за пределами городских поселений и лагерей для перемещенных лиц, оказывает помощь более чем полумиллиону жителей сельских районов и представителям кочевых сообществ. Операция МККК в этой стране остается второй по масштабам гуманитарной операцией МККК в мире.

Несмотря на многочисленные доклады международных наблюдателей о критической ситуации в Дарфуре, международное вмешательство маловероятно. Попытки применить санкции против Судана не проходят по причине столкновения интересов крупных держав — постоянных членов Совета Безопасности ООН. Например, Китай является самым крупным покупателем суданской нефти, а Россия поставляет в Судан оружие. Во-вторых, затягивающийся конфликт в Ираке исключает возможность выделения средств со стороны США и ее союзников на проведение миротворческой операции в Дарфуре. Президент Буш в 2004 г. назвал происходящее в Дарфуре геноцидом, однако тем и ограничился: реальных шагов, чтобы остановить резню предпринято не было.

Сейчас в зоне конфликта находится группа миротворцев с мандатом Африканского Союза, однако, ее эффективность невысока, в основном из-за малочисленности и плохого финансирования, а также ограниченности прав, предоставляемых мандатом.

1 комментарий:

  1. Хорошо структурировано, спасибо. Жду от Вас работы по первой схеме.

    ОтветитьУдалить