АНАЛИЗ КОНФЛИКТА
Краткое описание: В Китайской Народной Республике особое место в межэтнических отношениях занимает тибетская проблема. При этом она осмысляется в нескольких парадигмах, в зависимости от чего ее трактовка может меняться кардинальным образом. В китайской парадигме тибетский вопрос считается измышлением сепаратистски настроенной тибетской диаспоры и враждебных Китаю сил, в тибетской – проблемой исторического и политического статуса Тибета. В основе главных парадигм тибетского вопроса лежит конфликт по поводу статуса Тибета по отношению к Китаю, выражающийся в разных формах, однако наиболее ожесточенно – в борьбе за право представительства, или, иначе говоря, идеологической борьбе за право представлять тибетский народ и его историю.
История конфликта: Прежде чем перейти к контексту самого конфликта, необходимо изложить его историю.
Китайская Народная Республика сегодня – многонациональное государство. Для наиболее многочисленных национальностей Китая созданы пять автономных районов: Тибетский, Синьцзян-Уйгурский, Гуанси-Чжуанский, Нинся-Хуэйский и Внутренняя Монголия. Но не все тибетцы, а лишь немногим более половины их живут в Тибетском автономном районе, остальные же – в более мелких национальных образованиях, входящих в ближайшие провинции КНР. Так произошло потому, что около половины исторического Тибета не входит в состав ТАР.
• На протяжении многовековой истории статус Тибета менялся. С VII по IX век н.э. это было крупное независимое государство, управлявшееся местными правителями, затем наступил период раздробленности. В XIII–XIV веках Тибет вместе с Китаем вошел в состав Монгольской империи.
• В дальнейшем Тибет находился в различной степени зависимости от китайских династий. Чаще всего он платил Китаю дань, то есть входил в уникальную систему китайского миропорядка как данническое образование. Дань эта имела не материальное, но символическое, ритуальное значение
• В период династии Цин (1644–1911) зависимость Тибета от Китая усилилась, значительное влияние получили два цинских чиновника, постоянно находившихся в Лхасе. После китайской революции 1911 года в условиях смуты и раздробленности Тибет практически был самостоятельным, хотя находившееся у власти в Китае правительство партии Гоминьдан всегда считало его частью Китая.
• К тому времени в Тибете сложилась уникальная система управления. Духовным и светским лидером в одном лице стал далай-лама, глава наиболее многочисленной буддистской школы «гелугпа. Вторым по значению лидером в тибетской иерархии стал панчен-лама, живший в городе Шигадзе, – перерождение самого Будды Амитабы. Два главных ламы Китая находятся в сложных религиозно-политических отношениях между собой – они подтверждают истинность перерождения друг друга, то есть играют ключевую роль в сложной системе передачи власти.
• Придя к власти в 1949 году, лидеры КПК решили восстановить власть над Тибетом. В 1951 году представители тибетского правительства подписали в Пекине соглашение «О мерах по мирному освобождению Тибета». Согласно 17 пунктам этого документа, Тибету предоставлялась автономия во внутренних делах и сохранялась прежняя система управления во главе с далай-ламой, а центральное правительство получало право держать в Тибете войска, охранять внешнюю границу и вести внешнюю политику.
• В 1959 году в день китайского Нового года Далай-лама XIV был приглашен на празднование в китайскую воинскую часть. Заподозрив неладное, жители Лхасы окружили его дворец, чтобы воспрепятствовать «похищению» своего лидера. Началось антикитайское восстание, которое было жестоко подавлено армией Пекина. Сам далай-лама и многие его сторонники бежали горными тропами в Индию, где образовали тибетское правительство в изгнании. В отличие от Далай-ламы XIV, Панчен-лама X не отправился в изгнание, но пытался сотрудничать с Пекином. Вскоре он умер от сердечного приступа. Нового панчен-ламу, согласно традиции, как и любого другого «живого Будду», нужно было найти среди тибетских детей.
• В 1995 году далай-лама объявил в Индии о том, что кандидат найден. Это был шестилетний мальчик по имени Гедхуна Чокьи Ньима. Китайское правительство отреагировало немедленно и «выбрало» своего панчен-ламу, мальчика Гьяйлцэну Норбу, а Гедхун Чокьи Ньима был взят «под защиту» властями КНР, его местонахождение с тех пор неизвестно. Тибетская оппозиция называет его «самым молодым в мире политическим заключенным».
• Во время «культурной революции» культура Тибета была практически полностью уничтожена. Китайский план по развитию Тибета при одновременном насаждении там китайских ценностей и дискредитации «живых Будд», которых сами тибетцы считают истинными духовными лидерами, с самого начала таил в себе противоречия. Новая образованная элита оказалась еще более радикальной, чем возглавляемые далай-ламой умеренные эмигранты, которые не выступают за независимость, а лишь требуют реальной автономии, подобной той, что была гарантирована соглашением 1951 года.
• Последние события, связанные с поднятием восстания против китайских властей, имели место в 2008 году и были приурочены к началу летних Олимпийских Игр в Китае. Тибетское правительство в изгнании настаивает, что это была мирная демонстрация, однако Пекин говорит о том, что демонстрация практически сразу переросла в погром, в ходе которого целенаправленно убивали этнических китайцев и уничтожали их имущество. Бунт был подавлен в очень жесткой форме. Регион немедленно был закрыт для любых иностранных граждан на несколько месяцев.
Контекст конфликта:
После тибетского восстания в 1959 г. в Тибете была уничтожена политическая, экономическая и социальная система тибетского общества и построена новая – социалистическая. Много лет прошло с тех пор, как Тибет встал на путь социалистического строительства в рамках унитарного китайского государства, но по-прежнему актуальным остается вопрос: оказалось ли возможным «великое созидание» на обломках «великого разрушения»?
Китайская Народная Республика является унитарным многонациональным государством, в котором, согласно конституции КНР, «сложились и продолжают укрепляться социалистические национальные отношения равенства, единства и взаимопомощи». В районах компактного проживания национальных меньшинств создана система районной национальной автономии. В этническом Тибете, территория которого составляет практически четверть территории КНР, созданы Тибетский автономный район и 10 автономных округов в составе четырех китайских провинций. Во главу угла национальной политики в отношении национальных меньшинств Китая центральное правительство поставило двуединую задачу – развитие экономики и обеспечение стабильности в регионе. В настоящее время Тибет является национальным регионом Китая с одним из самых высоких показателей ВВП. В то же время Тибет продолжает оставаться одним из наиболее нестабильных регионов КНР с очень высоким уровнем бедности, огромной степенью неравенства в доходах городского и сельского населения и самыми слабыми показателями в области образования.
«Культурная революция» (1966 – 1976) была воспринята тибетцами как уничтожение тибетского образа жизни и этнической идентичности тибетцев и своими последствиями имела болезненный, трудноразрешимый конфликт на этнической и религиозной почве. В период реформ, начавшихся в 1980 г. и продолжающихся по настоящее время, значительно повысился жизненный уровень тибетцев, произошла модернизация экономической и социальной жизни народа, были восстановлены культура и религия. Вместе с тем дилемма «стабильность-развитие», лежащая в основе стратегического курса Пекина, по-прежнему не разрешена в Тибете. Несмотря на модернизацию Тибета, ее экономика целиком зависит от центральных дотаций. Либеральная политика в сфере религии и культуры привела к спонтанному возрождению всех форм функционирования религии, и вместе с тем к таким нежелательным для Пекина последствиям, как антикитайские протесты, катализатором которых выступили буддийские монахи.
Широкомасштабные волнения в Тибете весной 2008 г. стали свидетельством очередного кризиса в китайско-тибетском конфликте. Не оправдались надежды на то, что тибетский вопрос будет разрешен после окончания Олимпийских игр. Давление на КНР со стороны мировой общественности не остается без внимания в Пекине. Такое давление может подрывать позиции сторонников этнически направленной политики и идти на пользу приверженцам жесткой линии.
Перечисленные факты могут свидетельствовать о незавершенности процесса национального строительства в КНР. Далай-лама предложил «срединный путь», по которому Тибет остается в составе Китая и использует демократическую систему, обеспечивающую полнозначную автономию Тибета. План Далай-ламы не устраивает Китай, который считает, что предложенная им система является завуалированной формой независимости.
Стороны Конфликта:
- первичные стороны: В роли первичных сторон конфликта выступают Китай и район Центральной Азии Тибет, который входит в его состав.
Для Китая - фундаментальный национальный интерес в удержании Тибета, заключается в том, что Тибет выполняет функцию своеобразного якоря Китая в Гималаях. Если эта территория будет открыта, и если Синьцзян станет независимым, широкий буфер между Китаем и остальной Евразией будет пробит. Китай не может предвидеть эволюцию сил – Индии, ислама или Российской мощи, в изменяющихся условиях нашего мира. И, как гарантию, они хотят удержать обе эти провинции, и в частности Тибет.
Тибет в свою очередь считает, что тибетский этнос подвергается целенаправленному уничтожению с начала аннексии Китаем в 1950 году. Далай-Лама считает Тибет скорее автономией, чем независимой территорией, и готов в любое время обсудить создавшуюся ситуацию с правительством Китая.
- вторичные, третичные стороны: Китай принял во внимание тот факт, что Далай-лама находится в Индии со времени китайского вторжения в Тибет. И Китай рассматривает его как индийскую марионетку. Они видят, что последние беспорядки в Тибете были спровоцированы индийским правительством, которое используют Далай-ламу для дестабилизации китайского Тибета и открытия двери для индийской экспансии. Однако Индийское правительство очень не хотело бы раздражать Пекин каким-либо неосмотрительным словом или действием, оглядываясь на собственную уязвимость Индии в контексте обстановки в штате Джамму и Кашмир и нерешаемой кашмирской проблемы.
Следует к этому добавить, что Китай видит и влияние Америки на Тибетскую проблему. Китай видит, что США в основном сосредоточились на исламском мире – и поощрили Индию и Далай-ламу «проверить» Китай, цель - частью затруднить проведение Олимпийских Игр, и частью усилить давление на центральное правительство. Центральное правительство для обеспечения безопасности Олимпийских Игр сосредоточило свои силы на безопасности при приближении Игр. Пекин также заметил схожесть того, что произошло в Тибете с «цветными» революциями, поддерживаемыми Соединенными Штатами в бывшем Советском Союзе.
Любая угроза либо проблема может прийти с запада и поэтому Китай считает Тибет фундаментальной составляющей национальной безопасности, и они рассматривают про-тибетскую агитацию на Западе, как попытку нанести удар в сердце китайской национальной безопасности.
Китай является и стратегическим партнером РФ, чем и обусловливается специфическое отношение правительства Российской Федерации к тибетскому вопросу, выражающееся, в частности, в многократных отказах МИД России предоставить въездную визу Далай-ламе. Подобная позиция правительства вызывает недовольство со стороны российских буддистов (бурят, калмыков, тувинцев и др.), которые считают Далай-ламу иерархом своей буддийской традиции (Гэлукпа), тем более что буддизм официально признается в качестве одной из традиционных религий Российской Федерации. Наличие отмеченных факторов делает тибетскую проблему весьма актуальной для внешней политики России, благодаря существующим контактам российских буддистов с Далай-ламой и другими представителями тибетской диаспоры в Индии.
Генеральная ассамблея ООН, в свою очередь, неоднократно принимала резолюции осуждающие нарушение прав человека Тибетского народа, но все резолюции остаются лишь на бумаге.
Ситуация в Тибете остается не вполне ясной, но понятно, что вряд ли КНР снизойдет к требованиям тибетцев или прессингу международного сообщества.
Блог является инструментом, позволяющим наглядно представить результаты работы студентов кафедры политических наук ТНУ им. В. И. Вернадского по курсу "Конфликтология".
Настя, Виталик,
ОтветитьУдалитьСпасибо, достаточно интересное начало. Мои просьбы к Вам:
1. Упоминайте источники информации (в вашем случае я вижу и материалы преподавателей МГИМО, и проч.) это важно, поскольку позвоялет нам всем обращаться, по мере необходимости, к первичным контекстам литературы.
2. В анализе сторон более четко пропишите интересы и опасения вторичных и третичных сторон, в вашем случае Индия и Россия - вторичные стороны, поскольку территориально граничат с Китаем-Тибетом и могут ощутить на себе непосредственное влияние конфликта. США и ООН - третичные стороны, заинтересованные в динамике конфликта, вне собственого близкого территориального присутствия.
3. Я очень хочу чтобы вы нарисовали графическую карту конфликта, где представили всех его акторов.(см. пост Наташи Гладкосюк) это было бы закономерным последующим шагом, за ним думаю вполне можно приступать к ценностям, интересам, позициям, опасениям главных сторон конфликта; предметам конфликта и стпеням согласованности действий сторон в их отношении.
4. Отдельно думаю нужно прописать анализ факторов, который служать развитию конфликта и выгодны обеим сторонам, и факторам развития конфликта одинаково не выгодным для сторон конфликта.
5. Я хочу, чтобы Ваш конечный анализ конфликта проходил во взаимном сравнении с работой, которую делает Кирилл, в конечном счете мы бы могли посмотреть и проанализировать политику Китая в ведении двух этих конфликтов, выделить и проанализировать стратегии, принимаемые в зависимости от характера другой стороны (Тибет или Синьцзянь) - меняются ли они, а если да то где и как.
Спасибо!!)